Наталья НИКИФОРОВА, учитель года России-2009: - 17 Октября 2009 - Справочно-информационный портал города Учалы
Четверг, 23.03.2017, 07:18 Хостинг от uCoz

Главная Форум
· RSS
 
ПОРТАЛ учалы
 
Погода Учалы
Яндекс.Погода
 
Чат УЧАЛЫ
200
 
 
Главная » 2009 » Октябрь » 17 » Наталья НИКИФОРОВА, учитель года России-2009:
Наталья НИКИФОРОВА, учитель года России-2009:
11:08
     В день вылета на родину абсолютная победительница конкурса «Учитель года России-2009» Наталья Никифорова была в растерянности. Три больших ноутбука и один маленький, легкий, документ-камера, Малый хрустальный пеликан, Большой хрустальный пеликан, дипломы в рамках под стеклом, огромная дорожная сумка с дисками — подарки от спонсоров и конкурсные призы, похоже, не приспособлены для перевозки в самолете...
      Спасибо сотрудникам сервисного центра на Киевском вокзале — посоветовали, как упаковать, каким багажом отправить. Наконец дорожные хлопоты позади, и мы можем спокойно поговорить, пока экспресс мчится к аэропорту Внуково. Наташа вспоминает недавнее общение с прессой:
 — Не могу понять, почему журналисты меня все время спрашивают: «Что вы чувствовали, когда вас поцеловал президент?» А еще я теперь, оказывается, внучка Садовничего. Он сказал «это моя внучка», потому что когда-то учил Владимира Дубровского, который в свою очередь был моим преподавателем, я у него писала курсовую, затем диплом... Слова Виктора Антоновича просто выдрали из контекста. И вот уже мне звонят и спрашивают: «Прокомментируйте, что вы внучка Садовничего».
 — Наталья Сергеевна, тогда расскажите, кто ваши настоящие родители.
 — Мама — школьный библиотекарь. У нее совершенно замечательная библиотека, есть собрание редких книг, у нее очень читающие дети в школе. А папа — бывший кадровый военный, полковник, был военкомом, сейчас на пенсии, на гражданской работе. Афганистан прошел. Он очень гордится, что из взвода, которым он командовал, все вернулись живые.
 — А ваша семья из кого состоит?
 — Муж Артур и дочка Настя. В этом году у нас шесть лет брака. Муж оканчивал Магнитогорский педагогический университет, тот же, что и я, но позже, он младше меня на два года. По образованию Артур — историк. Когда проходил педпрактику, понял, что школа — это не его, а я, наоборот, сразу поняла, что обязательно буду работать с детьми. Сейчас муж работает мастером на предприятии, связанном с Магнитогорским металлургическим комбинатом. Дочке 4 года и 9 месяцев.
 — Как она отреагировала на победу мамы?
 — Сказала: «Мама — милашечка». Очень скучает по мне. Раньше спокойно без мамы оставалась, а сейчас выросла, видно. Я очень боюсь, чтобы работа не отразилась на семье. Говорят же, что учительские дети самые брошенные. У нас есть две домашние традиции. Мы обязательно читаем дочке на ночь, либо я, либо муж, кто посвободнее и кто меньше устал. И вторая традиция, я ее полгода назад завела, — перед сном я ее обязательно спрашиваю: «Что у тебя было интересного, хорошего за день?» Пару месяцев назад Настя сама начала спрашивать: «А что у тебя?» Перенос произошел.
 — Как вы пришли в педагогику?
 — Потенциально я могла поступить в любой вуз, потому что у меня была золотая медаль и стипендия кабинета министров Башкортостана (я окончила среднюю школу №3 города Учалы Республики Башкортостан). Была отличницей все годы учебы в школе. Были первые места на городских олимпиадах по истории, информатике, химии, литературе, математике... Оказалось, что такой разброс не очень хорошо. Я не знала, куда идти после школы.
 — Почему тогда все-таки выбрали математику?
 — Это смешная история. В Магнитогорский пединститут, сейчас университет, я имела право поступить по собеседованию как золотая медалистка. Выбирала между физматом и филфаком. Но на физмате собеседование было раньше, поэтому выбрала физмат. Я не планировала на тот момент идти работать в школу, просто хотела получить образование. А когда проходила практику на 4-м курсе в Белорецкой компьютерной школе, сказала родителям, что, наверное, пойду в педагогику. Там были совершенно потрясающие дети и учителя.
 — Значит, после вуза была прямая дорогая в среднее образование?
 — Сначала я осталась на кафедре математического анализа. Работала со студентами. А потом в наш вуз пришел интересный человек — Владимир Леонидович Дронов, заслуженный учитель РФ, математик. У него была идея создать школу для одаренных ребят, с которыми бы работали преподаватели вузов. Управление образования Магнитогорска эту инициативу одобрило. Сначала был создан кружок, сейчас это называется Школа олимпиадного резерва, где с одаренными ребятами работали не по базовой программе, а на высоком уровне. Я стала преподавателем кружка. Неожиданно эта работа принесла очень хорошие результаты. Все наши дети стали призерами городских, областных олимпиад уже в первый год. Поэтому было решено не ограничиваться кружком, а создать школу. Года через три нам выделили школу, обычную, а через несколько лет она стала школой с углубленным изучением математики. И вот передо мной встал выбор — оставаться в вузе или стать учителем. Я выбрала школу.
 — Почему?
 — Наверное, вуз не совсем мое. Школа более мобильная, быстрая, подвижная структура, на тот момент она мне была интереснее. И сегодня тоже!
 — Какая у вас нагрузка?
 — Я преподаю в классах с 7-го по 11-й. Нагрузка 23 часа и три элективных курса «Наглядная геометрия» в 5-м классе.
 — Школа ваша совсем молодая. В ней уже появилась своя атмосфера?
 — Только выстраивается, нам четыре года. Углубленное изучение предметов начинается с 7-го класса. В «началке» — технология развивающего обучения. У нас школа полного дня. С утра — базовая школа, во второй половине система дополнительного образования начинает работать: математика, физика, химия, логика, шахматы для малышей. В 5-6-х классах дополнительные часы по математике у всех. Чем старше ребята, тем больше у них возможностей выбирать то, что нравится. В каком-то возрасте некоторые дети математику оставляют и погружаются, например, только в химию. У нас очень сильные химики. Ученик нашей школы — победитель всероссийской олимпиады.
 — Значит, ваши ученики занимаются математикой круглые сутки?
 — Я очень стараюсь, чтобы дети не зацикливались только на математике. Ребенок, рожденный для математики, — редкость. Таких ребят сразу видно. А остальные нормальные, обычные дети, которым просто нравится думать, решать логические задачки. Но в то же время они обязательно должны общаться между собой, заниматься спортом, слушать музыку. Мне кажется, тогда они еще лучше воспринимают мой предмет, потому что у них идет общее развитие.
 — Вы классный руководитель?
 — У меня классное руководство только два года. Я их в 10-м классе взяла, сейчас они в выпускном. У меня совершенно уникальный класс, 16 человек, из них 4 девочки. 12 моих учеников — призеры олимпиад разного уровня, начиная с областного. Все лидеры, все хотят внимания, все максималисты.
 — Как вы с ними справляетесь?
 — Нормально! Постоянно идет общение. Раньше я думала, что классное руководство мне не понравится. А сейчас решила — выпущу свой класс и, наверное, возьму совсем маленьких. После установочного семинара, лекций Аллы Ивановны Шемшуриной я хочу попробовать этические диалоги с малышами начальной школы проводить. А потом в 5-м классе взять классное руководство над этими детьми.
 — Вообще что вам дал конкурс?
 — Конкурс хорош тем, что позволяет делать обобщения. Одно дело, когда ты каждый день какими-то приемами пользуешься, другое дело, когда готовишь «Методический семинар» и все эти отдельные приемы собираешь в систему.
 — Как вы готовились к конкурсу? Кто вам помогал?
 — Меня поддерживала школа. Я пробовала говорить с детьми на темы классного часа. Самое интересное, что мы два раза обсуждали отношения с родителями, и оба раза у меня классный час провалился. Дети начинали говорить так много и так эмоционально, что я с этим потоком не справлялась. И эта же тема мне попалась на конкурсе.
 — И на конкурсе получилась?
 — Более-менее, но хуже, чем я бы хотела. Я не совсем справилась с логикой построения классного часа. Можно было сделать четче и точнее. Но детям в моей школе очень понравились эти пробные классные часы, они ходили и спрашивали: когда мы с вами снова будем разговаривать?
 — Вы ожидали, что вас объявят победителем?
 — Нет. Мне даже показалось сначала, что произошла какая-то ошибка, может, не то прочитали... Для меня неожиданным было уже попадание в пятерку. Я составила свою пятерку. На четыре человека она совпала... А перед этим я была счастлива, что я в «пятнашке». Потом, когда я оказалась в пятерке, у меня началась паника, меня очень пугал третий этап — «Круглый стол» образовательных политиков».
 — В этом году, на мой взгляд, сильная пятерка на конкурсе получилась. Хорошие ребята...
 — Хорошие. Очень сильные, очень интересные! Мне очень нравится Нина Заварыкина. Она рассуждает настолько интеллигентно, спокойно... Светлана Прокофьева... А Володя Кружалов! Он такой интеллигентный, мягкий, абсолютно не подходит под стандартное описание москвичей. С Вадимом Мурановым мы вообще подружились. В последний день обнаружили, что используем одинаковые приемы при работе с детьми. Например, словесные диктанты, принципы работы у доски.
Представляю, что очень тяжело возвращаться в свой регион без победы. Мы так воспитаны — привыкли, что должны, обязаны что-то кому-то доказывать. Во время конкурса я очень боялась, что неудачно выступлю, думала, как после провала вернусь в школу. Для меня это самое страшное было.
 — А сейчас?
 — Еще страшнее.
 — Как вы себе представляете свою миссию?
 — Когда наша «пятнашка» писала миссию абсолютного победителя — это было конкурсное задание, я говорила: «Давайте подождем, тот, кто станет абсолютным победителем, пусть сам для себя пишет». Знала бы, не говорила... Мне кажется, основная миссия победителя — показать учителям, что в этом нет ничего невозможного. Побеждать могут все. Для этого не нужна усиленная подготовка в течение нескольких лет. Это в принципе наша ежедневная работа. Не надо бояться ни творчества, ни перемен, ни шагов вперед.
На конкурсе на любом этапе я делала больше, чем я от себя ожидала. Каждый раз преодолевала новый барьер. Единственный легкий этап был — урок, потому что самый любимый и потому что это я умею делать.
 — А самый сложный?
 — Классный час. Таких мероприятий раньше вообще не было, он первый год, еще неизвестно, что делать. Потом сам формат — режим импровизации — пугает, на урок мы все-таки выходим подготовленными, а тут необходимо быстро реагировать. Я, например, очень долго думаю. Ко мне может прийти хорошая мысль, но требуется прокрутить ее в голове, поэтому для меня все испытания, связанные с быстрыми ответами, были колоссально тяжелыми.
 — А в школьной жизни разве не бывает таких моментов, когда надо быстро отреагировать?
 — Школьная жизнь — это другое. Там же никто меня не оценивает, мы работаем с учеником вместе на одной стороне. И меня никто не торопит с решением. Можно все не спеша обсудить.
 — А бывали случаи, когда от вашего решения зависела судьба ученика?
 — Недавно мой ученик уехал учиться в Специализированный учебно-научный центр при Новосибирском государственном университете. Он спрашивал, стоит ему уезжать или нет. Я уточнила, его интересует мое мнение как учителя или как человека. Как учителю, мне было его безумно жалко отпускать, потому что это очень сильный ребенок, с которым я очень много работала. Мы с ним долго обсуждали эту проблему, и он принял решение сам, я только рекомендовала посмотреть плюсы того или иного варианта, поговорить с людьми в Магнитогорске, Новосибирске... Я не принимала за него решение, ничего конкретного не советовала. Он уехал. Пока пишет, что доволен.
 — Что вы открыли для себя за годы работы в школе?
 — Я ловлю себя на том, что, когда работаешь с детьми, постоянно приходится в себе что-то перекраивать. Например, я стала гораздо более сдержанной, спокойной, чем раньше. Чувство юмора развивается.
 — Наталья Сергеевна, ученики уже поздравили вас с победой?
 — Кучу эсэмэсок прислали. Пишут: «Ура!!!!», «Мы ваши фанаты!», «Возвращайтесь быстрее!», «Мы ваши поклонники». В прошлом году мои дети выходили на всероссийскую олимпиаду, вернулись с похвальными грамотами, в число призеров не вошли. Они как бы в «пятнашке» оказались, если сравнивать с конкурсом «Учитель года». Если бы они вошли в число призеров, для меня это было бы весомее, чем моя победа сейчас... Они могли победить. Сами ребята так объяснили, что призерами не стали: думали, если всероссийская олимпиада, это им недоступно. Им не хватило пары баллов. В этом году настроены серьезно. Они обязательно победят!
 
По материалам сайта http://www.ug.ru
Просмотров: 1220 | Добавил: helix777 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
1  
Молодец, Наташа! Умница! Есть замечательные учителя среди молодежи. Может на смену нам и в Учалах найдутся молодые. инициативные, не боящиеся трудной работы учителя! Ау, где вы?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Учалы.RU © 2017
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
 
Поиск

Поиск по сайту Учалы.ру:

 
Реклама учалы
 
Друзья сайта
 
Статистика учалы
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования